Дробление закупок по 44 ФЗ: ответственность

В госзакупочной сфере встречаются случаи, когда заказчик вместо необходимой ему крупной закупки, осуществляемой на конкурентной основе в процессе закупочной процедуры, делит её на несколько более мелких.

Это позволяет ему избавиться от хлопот по организации конкурентных торгов и приобрести необходимое ему количество закупочных объектов по частям у единственного поставщика.

В результате у него отпадает необходимость:

  • осуществлять рыночный анализ;
  • сопоставлять цены поставщиков, подрядчиков, исполнителей;
  • рассчитывать и обосновывать НМЦК;
  • оформлять закупочную документацию;
  • составлять отчёт об исполнении контракта.

Дробление закупок по 44-ФЗ и дробление закупок по 223-ФЗ не существует, поскольку оба эти закона не дают разъяснений по поводу данного торгового феномена.

Это и позволяет некоторым заказчикам прибегать к искусственному дроблению предстоящих закупок. Чаще всего это происходит в стоимостных пределах 100 тыс. руб.

При этом дробление закупки, нарушая конкурентные принципы закупочных торгов, вступает в конфликт с антимонопольным законодательством.

Федеральная антимонопольная служба РФ следит за случаями часто повторяющихся закупок одинаковых товаров, работ, услуг в небольших количествах или объёмах у одних и тех же единственных поставщиков, подрядчиков, исполнителей одним и тем же заказчиком и предпринимает в отношении него штрафные санкции.

Вместе с тем искусственное дробление закупки на более мелкие части не всегда является свидетельством желания заказчика целенаправленно облегчить протекание закупочного процесса в ущерб принципам конкурентности и интересам государства. Зачастую это происходит по объективным причинам и вынужденно.

Например, когда заказчик не располагает складскими помещениями, которые могли бы обеспечить на должном уровне сохранение большой партии товара. Или когда организация и проведение закупочной процедуры на конкурентной основе заметно увеличило бы затраты заказчика и легло бы дополнительно нагрузкой на государственный бюджет.

к содержанию ↑

Признаки дробления

Контролирующие ход госзакупок инстанции обнаруживают факты закупочного дробления по присутствию:

  • идентичных объектов закупок в ряде небольших контактов;
  • коротких отрезков времени между заключением подобных контрактов;
  • одного и того же поставщика в нескольких контрактах.

Наличие сразу нескольких подобных признаков в ходе закупок делает подозрение заказчика в его намеренном уклонении от проведения аукциона или конкурса вполне обоснованным.

к содержанию ↑

Регламентация ФАС

В своём письме № ИА/100041/19 от 14.11.2019 ФАС РФ подчеркнула, что многократное приобретение аналогичных товаров, работ, услуг у единственного поставщика, если данные действия осуществляются в рамках требований 44-ФЗ, само по себе не является нарушением контактного законодательства.

Таковым оно становится при выявлении в подобных действиях признаков антиконкурентного сговора, который приводит к ограничению, недопущению или устранению конкуренции.

Признаки эти определяются с помощью положений, изложенных в ст. 16 ФЗ РФ № 135 от 26.07.2006. Также косвенно определяются признаки дробления закупки и по 44-ФЗ, поскольку в этом законе указывается на необходимость соблюдения принципов конкуренции в закупочных торгах.

На практике закупка идентичных объектов в течение короткого промежутка времени посредством прямых соглашений, а не в ходе конкурентных процедур, практически всегда расценивается контролирующими инстанциями как искусственное закупочное дробление.

К примеру, ФАС отмечает, что осуществление нескольких малых закупок в процессе выполнения строительных работ по одной и той же проектной документации однозначно представляет собой образец умышленного дробления закупки и подлежит применению штрафных санкций.

к содержанию ↑

Ответственность

Если даже при разделении единой крупной закупки на несколько однородных стоимость каждой из них не превышает законодательно установленной предельной величины, это не освобождает заказчика от ответственности при нарушении им принципа конкуренции. Это — базовое требование, не допускающее необоснованного сокращения количества участников конкурентных торгов.

Выявленные нарушения в выборе метода определения поставщика, ведущего к ограничению конкуренции, чревато для заказчика наложением административного штрафа в 50 тыс. руб. или дисквалификацией.

В случае обнаружения контролирующими органами факта сговора представителя заказчика с поставщиком, имеющего своими последствиями бесконкурентные торги, обе стороны могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Кроме того, судебная практика свидетельствует ещё об одном риске, который подстерегает поставщика при дроблении закупки.

Положения ГК РФ позволяют признавать подобные сделки неправомерными, а заключённые договоры — недействительными. В итоге поставщик не получает денег за поставленные товары.

Дробление закупки, за исключением случаев, обусловленных объективно вынуждающими к этому обстоятельствами, представляет собой покушение на декларированные в контрактных законах страны принципы состязательности и конкуренции при проведения закупочных процедур. Данное обстоятельство требует от заказчиков избегать подобного ухода от необходимости проведения конкурентных торгов.

Искуственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответственность

Перед заказчиком часто встает выбор: провести одну крупную закупку или разделить ее на несколько небольших. С одной стороны прямого нарушения законодательства в том, чтобы раздробить закупку, нет.

Но на практике ФАС и судебные инстанции нередко усматривают в этом ограничение конкуренции. Как представителям контрактных служб, так и поставщикам будет не лишним разобраться в принципах и особенностях дробления, способах выявления таких закупок и ответственности, которую за это можно понести.

Что такое искусственное дробление закупки

Искусственным дроблением закупки принято называть умышленное разбиение стоимости одного крупного заказа на несколько. Это справедливо как для 44-ФЗ, так и для 223-ФЗ.

Дробление признается преднамеренным, если заказчику заранее известна полная потребность организации в данной продукции или услугах на плановый период и при этом отсутствуют какие-либо препятствия для приобретения их в рамках одного контракта.

Мнение эксперта
Ильин Иван Павлович
Консультант в области права с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Признанный эксперт права.

В тексте 44-ФЗ и 223-ФЗ нет термина «дробление закупки», а, следовательно, нет прямого запрета на проведение такой манипуляции. Заказчикам же такой вариант приобретения товаров и услуг кажется наиболее удобным.

Нет необходимости реализовывать конкурентные процедуры, размещать информацию в ЕИС и так далее. Можно заключить несколько контрактов с единственным поставщиком и полностью закрыть потребность предприятия.

При этом нужно учитывать, что согласно действующему законодательству все закупки должны проводиться по принципу максимальной эффективности, экономности и результативности. При искуственном разделении закупки эти требования соблюсти удается не всегда.

Для чего проводится дробление закупки

Реализация торговой процедуры не всегда является наиболее эффективным способом приобретения товаров или услуг, особенно с точки зрения контрактной службы. Она требует больших временных затрат и при этом у заказчика нет никаких гарантий, что в тендере примет участие хотя бы одна компания.

Разукрупняя заказы, заказчики преследуют следующие цели:

  1. Ускорить поставку товаров или оказание услуг. К примеру, такие ситуации нередко случаются перед новым годом, когда организации просто не успевают закупить праздничные подарки.
  2. Упростить процедуру проведения закупки. Иногда у заказчика нет желания или времени готовить полный пакет необходимых документов, размещать всю информацию в ЕИС и выжидать положенное время после торгов для заключения контракта.

Разукрупняя закупку, заказчик должен просчитать эффективность этой процедуры. В противном случае его действия могут быть признаны мошенническими.

Основные признаки искусственного дробления

Опознать разукрупнение заказа можно по следующим признакам:

  1. Заказчик заключает одновременно несколько договоров в один и тот же день.
  2. Несколько контрактов заключено с одним и тем же поставщиком.
  3. Договора предусматривают поставку одинакового товара либо выполнение идентичных работ для обеспечения одних и тех же хозяйственных целей.

При обнаружении подобных признаков контролирующие органы могут инициировать проверку действий заказчика.

Ответственность

При детальной проверке договоров, заключенных заказчиком по методике дробления, контролирующие органы могут усмотреть нарушение статьи 34 Бюджетного Кодекса России. Такие процедуры часто признаются неэффективным расходованием средств, выделенных из бюджета.

Если рассматривать разукрупнение закупки с точки зрения Гражданского Кодекса, можно усмотреть признаки притворной сделки. Заключение нескольких договоров рассматривается как прикрытие единой крупной сделки. Впоследствии такие сделки могут быть признаны недействительными.

Дробление закупки также нарушает и закон о защите конкуренции. Заключая несколько контрактов с единственным поставщиком, заказчик лишает другие компании возможности поучаствовать в тендере. Необоснованное ограничение конкуренции является прямым нарушением действующего законодательства.

Практика ФАС

Антимонопольной службой было рассмотрено и признано незаконным немалое количество закупок с искуственным дроблением. К примеру, один из заказчиков провёл закупку 12 отдельных модулей для автоматизированной информационной системы (АИС), а также 50 рабочих мест для сотрудников.

В результате было заключено 62 отдельных контракта. Поставщиком по всем договорам выступала одна и та же компания.

ФАС инициировала подробную проверку действий заказчика, в ходе которой был сделан вывод о том, что изначально предметом закупки служила именно АИС, а не ее отдельные компоненты. Исходя из стоимости системы, заказчик не имел оснований на то, чтобы разделять заупку на несколько договоров.

Необходимо было выбрать один из конкурентных способов приобретения товаров. В этой ситуации на заказчика было наложено взыскание за неправильный выбор способа определения поставщика.

Судебная практика

Окончательное решение о правомерности разукрупнения заказа может быть вынесено только в суде. Поэтому заказчикам, в отношении которых ФАС вынесло решение о наложении штрафа, рекомендуется обжаловать его в суде.

В судебной практике также немало дел, когда после рассмотрения всех обстоятельств было признано решение о признании действий заказчика незаконными. Например, на одно из дел, рассматриваемых в Уральском Арбитражном суде, было подано три апелляции. Все они были отклонены. На заказчика было наложено взыскание за намеренное ограничение конкуренции.

Дробление закупки в некоторых ситуациях может действительно принести существенную выгоду. Но перед тем как проводить подобные манипуляции, необходимо просчитать все возможные исходы событий. Велика вероятность того, что в ходе проверки все договора будут признании ничтожными и придется выплатить внушительный штраф.

Ответственность за дробление закупок по 44-ФЗ

Дробление закупок заказчиком происходит когда не выгодно проводить торговые процедуры. В первую очередь это касается сроков проведения закупок.

Например, не успел вовремя заказчик спланировать закупку и подготовить документацию или лимиты денежных средств были поздно доведены. А поставка товара или оказание услуги требуется, как правило, ещё вчера.

Вот и приходится разбивать одну большую потребность на много маленьких. Чаще всего дробление встречается в закупках продовольствия, медикаментов, строительстве.

к содержанию ↑

ЗАЧЕМ ДРОБИТЬ ЗАКУПКИ

Мнение эксперта
Ильин Иван Павлович
Консультант в области права с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Признанный эксперт права.

Закупки торговыми способами отнимают много сил и времени у заказчиков. Это ж заранее всё просчитать надо, внести в плановые документы, выждать десять календарных дней, разработать документацию.

Оооххх. И это далеко не вся работа.

Куда проще заключить напрямую несколько договоров и ждать поставку необходимых товаров или оказание нужных услуг. Что же такого привлекательного в этом мистическом дроблении, что заказчики к нему прибегают раз от раза?

Во-первых , заключение договоров без проведения конкурсных процедур помогает сократить время поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ. Особенно актуальна эта причина при завершении финансового года.

И тут не всегда вина заказчика. Бывает же, что вышестоящая организация доводит денежные средства тогда, когда уже нельзя успеть провести аукцион или запрос котировок.

Во-вторых , при заключении прямого контракта заказчик без лишних проблем выбирает того поставщика с кем ХОЧЕТ работать. Не редки при этом случаи благодарности от поставщиков. Что влечёт за собой нарушение норм Уголовного кодекса РФ, но сегодня мы не об этом.

В-третьих , разработка документации о торговой закупке бывает настолько технически сложной и трудоёмкой, что знаний и навыков у сотрудников заказчика не хватает. Часто такое дробление встречается в сфере строительства, привлечь грамотных специалистов нет денежных средств и заказчик вынужден идти на нарушение.

Этот список можно было бы и продолжить, но для общего понятия зачем нужно дробление закупок — достаточно.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее.

к содержанию ↑

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ДРОБЛЕНИЕ ЭТО ИЛИ НЕТ?

Не всегда при дроблении закупок вина лежит на заказчике. Есть в государственном заказе много сопровождающих факторов, которые вынуждают идти на нарушения.

Но каждый контрактный управляющий должен, в первую очередь, думать о соблюдении норм законодательства о закупках. Соответственно и о том, как не попасть на штраф при ближайшей проверке.

Для этого важно понимать каким образом контролирующие органы вычисляют дробление закупок.

Особое внимание в таких проверках уделяется закупкам малого объёма в соответствии с пп. 4 и 5 ч.

1 ст. 93 ФЗ №44-ФЗ.

Далее проверяющие смотрят на объект закупок и сроки заключения договоров. Если за короткий промежуток времени было заключено несколько договоров в отношении однородного или идентичного объекта закупки, то считайте, что вас поймали на дроблении.

Например, дроблением будет признано заключение в течении двух недель договоров на оказание услуг по уборке помещений сроком на три месяца вместо проведения закупки путём аукциона в электронной форме.

Если же избежать заключения таких договоров не получается, то заказчик должен заранее обосновать (хотя бы для себя) необходимость этих действий. Дальнейшее развитие событий уже пойдёт на усмотрение конкретного проверяющего.

к содержанию ↑

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДРОБЛЕНИЕ ЗАКУПОК

Как такового, понятия «дробления» в Законе о контрактной системе нет. Но штраф за такие действия есть. Анализ существующей практики показывает следующее:

Судебные и контролирующие органы в своих решениях пишут, что при дроблении закупок заказчики нарушают принцип эффективности и использования бюджетных средств (статья 34 Бюджетного кодекса РФ), а также не верный выбор способа определения поставщика (статья 24 Закона о контрактной системе). Далее уже в каждом решении добавляются ссылки на разные статьи Гражданского кодекса и Закона о защите конкуренции.

Если руководствоваться этой логикой контролёров, то несложно посчитать, что штраф за неверный способ определения поставщика согласно КоАП составляет от двадцати до пятидесяти тысяч рублей. Нормальный такой удар для семейного бюджета.

Дата публикации: 11.04.2019

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Что такое дробление закупки по нормам 44-ФЗ? Какая ответственность предусмотрена за это нарушение?

Заказчики нередко прибегают к дроблению закупки в целях экономии денег, затрачиваемых на организацию торгов. Само по себе дробление закупки не является правонарушением, но если ФАС обнаружит искусственное разделение крупного заказа на части в целях ухода от конкурентной закупки, то заказчику грозит ответственность.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

к содержанию ↑

Понятие дробления закупки

В рамках законодательства о контрактной системе не упоминается понятие дробления закупки и ответственность за нее.

Именно для того, чтобы уложиться в указанные лимиты и не проводить конкурентные закупки в форме аукциона, конкурса, запроса предложений и котировок, заказчик и дробит одну процедуру на несколько. Например, заказчик подписал вместо одного контракта на 900 тыс. р. три контракта по 100 тыс. р. каждый.

Мнение эксперта
Ильин Иван Павлович
Консультант в области права с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Признанный эксперт права.

При закупке у единственного поставщика процесс закупки упрощается: не нужно выдерживать минимальные сроки для подписания контракта, не нужно готовить закупочные документы и пр.

к содержанию ↑

Ограничивается ли дробление закупок законодательством

В рамках контрактной системы не допускается преднамеренное дробление закупки. Это случаи, когда заказчик знает о своих потребностях в товарах, работах и услугах заранее и не имеет препятствий для проведения закупки конкурентным способом.

Умышленное дробление закупки считается злоупотреблением со стороны заказчика, ведь принцип свободной конкуренции является одним из базовых по 44-ФЗ. Благодаря проведению конкурса или аукциона вместо закупки у единственного поставщика, заказчик мог бы сэкономить бюджетные средства.

Именно поэтому выявлению факта дробления закупки ФАС уделяет важное внимание.

Но даже если закупка содержала признаки дробления, то это не означает, что заказчика привлекут к ответственности.

Поставщик, который уличил заказчика в факте искусственного дробления закупки по 44-ФЗ, может пожаловаться на него в ФАС или в суд. При наличии признаков в действиях заказчика противоправного и необоснованного дробления заказчик будет привлечен к ответственности.

к содержанию ↑

Какую закупку можно считать раздробленной

Закупка считается раздробленной искусственным образом по следующим признакам:

  1. Государственные контракты были подписаны в один день или в течение непродолжительного промежутка времени (недели, месяца).
  2. Госконтракты подписаны с одним и тем же поставщиком.
  3. Работы были выполнены на одном объекте.
  4. Заказчик приобретал один и тот же товар в рамках закупок малого объема.
  5. Суммарная стоимость работ или поставленных товаров превысила лимиты для заказчика по годовому объему закупок у единственного поставщика.
  6. Товары, работы и услуги приобретались с одинаковой периодичностью.
  7. Техническое задание и спецификации по контрактам были схожими.
  8. Объем поставки явно не соответствует потребностям данного заказчика.
к содержанию ↑

Какая ответственность предусмотрена

Обвинения со стороны ФАС заказчика в дроблении закупки грозят ему штрафными санкциями. За искусственное дробление закупки по 44-ФЗ накладываются штрафы по ст.

7.29 КоАП. Данная статья устанавливает наказание за некорректный выбор способа закупки.

В этом случае должностное лицо оштрафуют на 30 тыс. р.

Если вместо закупки у единственного поставщика заказчик должен был проводить конкурс или аукцион, то ему грозит штраф в 50 тыс. р.

Ответственность наступает и по ст. 14.32 КоАП за заключение антиконкурентного соглашения. Должностное лицо в данном случае может быть приговорено к штрафным санкциям или к дисквалификации на срок до 3 лет. Юридическим лицам (другой стороне контракта) грозят штрафы в размере до 0,15% от величины выручки.

Для поставщика участие в раздробленных закупках также несет повышенные риски. Контракты могут признать недействительными, и тогда выплаты по ним производиться не будут.

к содержанию ↑

Судебная практика

Но суд не нашел признаков нарушений в действиях заказчика. Свою позицию он основал на том, что обувь нужна была к поставке срочно из-за позднего утверждения лимитов бюджетных обязательств, и сжатые сроки не позволяли заказчику проводить конкурентную закупку.

Таким образом, под дроблением закупки понимается искусственное разделение одной крупной закупки на несколько небольших в пределах 300 или 600 тыс. р., чтобы получить возможность закупки, минуя конкурентную процедуру.

Такие контракты допускается подписать с единственным поставщиком. Выявление факта искусственного дробления закупки может грозить заказчику административной ответственностью в виде штрафа или уголовным наказанием при крупном причиненном ущербе.

Для поставщика высоки риски неоплаты поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, так как контракты в рамках дробления закупки могут признать недействительными за нарушение законодательства.

Когда можно раздробить госзакупку на несколько мелких

к содержанию ↑

Как дробить заказы по 44-ФЗ

Ни в 44-ФЗ, ни в 223-ФЗ не содержится такого термина, как «дробление госзакупки». Выбор способа определения победителя предоставлен заказчику.

Мнение эксперта
Ильин Иван Павлович
Консультант в области права с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Признанный эксперт права.

Это могут быть как конкурентные варианты, так и сделка с единственным поставщиком. Заказчики часто делают вывод, что целесообразно разделить крупную поставку на несколько мелких и заключать отдельные контракты с исполнителем по каждой.

Это и будет искусственное дробление закупок по 44 ФЗ.

Проводить торги не так эффективно и результативно, как заключить контракт с единственным поставщиком. Во втором случае значительно сокращаются временные издержки, появляется уверенность в наличии хотя бы одного претендента (когда проводятся торги, то заявок может не быть вообще).

к содержанию ↑

Как дробить заказы по 223-ФЗ

Искусственное дробление закупки 223 ФЗ не регламентирует. Случаи заключения госконтрактов с единственным поставщиком прописываются в положении о закупке.

Но злоупотребление такими заказами ФАС толкует как ограничение конкуренции. Поэтому и ответственность за дробление закупок по 223-ФЗ наступает за нарушение ч.

1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Такие выводы сделало Тюменское УФАС в решении № К17/10-17 от 26.02.2018.

Приказ Минобрнауки № 949 от 07.11.2018 утвердил типовое положение о закупках для учреждений, которые подведомственны Министерству науки и высшего образования. В нем специальная норма запрещает в рамках 223 ФЗ искусственное дробление закупки.

Признаками такого нарушения считается заключение нескольких договоров с одним и тем же поставщиком с одинаковым предметом закупки в случае, если даты заключения таких договоров приходятся на один и тот же квартал календарного года. Под одинаковым предметом заказа понимаются товары, которые попали в одну группу продукции по ОКПД2.

к содержанию ↑

Дробление и выделение лотов: в чем разница

Выделение лотов — это процесс разделения одного заказа на части. В отношении каждого лота публикуется отдельное извещение, в документации отдельно указываются объект торгов, НМЦК и ее обоснование, размер обеспечения заявки, сроки и иные условия поставки товара и размер обеспечения исполнения контракта.

  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • открытые и закрытые электронные процедуры.

Хотя в отношении каждого лота заключается отдельный контракт, выделение лотов не считается дроблением, так как поставщики выбираются в конкурентной борьбе.

к содержанию ↑

Зачем делить заказ

В качестве причин для дробления заказа могут выступать такие факторы:

Примеры из судебной практики

Приведем примеры решений суда о дроблении закупок:

Автор статьи
Ильин Иван Павлович
Консультант в области права с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Признанный эксперт права.
Следующая
ДругоеДосрочное погашение кредита: перерасчет процентов

Добавить комментарий

Adblock
detector