Закупка у единственного поставщика по 44 ФЗ: порядок закупки с изменениями 2021 года

Какие закупки можно проводить в электронной форме?

Проведение закупки у единственного поставщика в электронной форме возможно только при условии, что они осуществляются по основаниям, предусмотренным п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. По иным основаниям ст. 93 Закона № 44-ФЗ (например, по п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) проведение закупки в электронной форме не допускается.

Объем закупок у единственного поставщика

Объем закупок у единственного поставщика с 01.10.2020 не изменился. Он составляет 10% от СГОЗ для п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и 50 % от СГОЗ для п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для всех закупок, проводимых по данным основаниям, в том числе в электронной форме посредством “электронных магазинов”.

Порядок проведения закупок у единственного поставщика в электронной форме

Порядок проведения закупок у единственного поставщика в электронной форме представим в виде следующей схемы:

На схеме видно, что участники первоначально формируют предварительные предложения об имеющихся у них товарах. Такие предложения, помимо стандартизированных сведений и документов об участниках (в том числе копий лицензий и выписок из реестра членов СРО), также содержат:

  • наименование и характеристики предлагаемого к поставке товара по конкретной позиции КТРУ;
  • товарный знак товара (при его наличии);
  • наименование страны происхождения товара;
  • документ, подтверждающий страну происхождения товара, если его предоставление предусмотрено актами об импортозамещении, принятыми в развитие ст. 14 Закона № 44-ФЗ (прим.: здесь следует отметить, что указанные документы предоставляются не только в случае применения запретов на закупаемую заказчиком продукцию, но также в случае применения ограничений допуска и особых условий допуска) . В случае же отсутствия в предварительном предложении такого документа товар, предлагаемый участником к поставке, приравнивается к иностранному товару (прим.: здесь также следует отметить, что рассматриваемые закупки отнесены Законом № 44-ФЗ к закупкам у единственного поставщика. Соответственно правила импортозамещения, устанавливающие ограничение допуска иностранной продукции, в данном случае не применяются. Следовательно, комиссия заказчика не вправе отклонять предварительные предложения, если “сработали” условия применения правил “третий лишний” и иные, определяющие ограничение допуска в конкурентных процедурах (во всяком случае такой вывод следует из редакции актов об испортомещении, устанавливающих ограничение допуска, на день подготовки данного материала экспертами Консультационного центра в сфере закупок “Закон.гуру”)) ;
  • единица измерения товара по общероссийскому классификатору;
  • цена единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • максимальное количество товара, предлагаемое участником закупки к поставкам (прим.: Закон № 44-ФЗ не связывает сведения о количестве поставляемого товара, предлагаемого участником на разных электронных площадках. Следовательно, размещая предложения по одному товару на разных электронных площадках, участник должен самостоятельно следить за непревышением указанного объема тому, что есть в наличии на складе);
  • регион поставки по общероссийскому классификатору;
  • срок действия предварительного предложения до 1 месяца, который может быть продлен участников в любой момент. Также в любой момент участник может участник может отозвать свое предварительное предложение, размещенное на электронной площадке, до его направления оператором конкретному заказчику.

Заказчики формируют извещение об осуществлении закупки, которое содержит в себе проект контракта, обоснование цены, а также сведения о порядке применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта. Помимо этого извещение об осуществлении закупки также включает:

  • адрес электронной площадки, на которой размещается извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика
  • наименование товара и его характеристики по КТРУ, начальную цену единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей, количество закупаемого товара, единицу измерения товара, место поставки товара;
  • информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;
  • требования, предъявляемые к участникам закупки по ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ;
  • требование об отсутствии участника в РНП (при наличии).

В течение одного часа после размещения заказчиком извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки направляет заказчику до 5 предварительных предложений, размещенных на электронной площадке, которые соответствуют извещению заказчика по позиции КТРУ, региону поставки, цене и количеству поставляемой продукции. В случае, если только одно предварительное предложение удовлетворяет требованиям заказчика, его передача оператором заказчику не осуществляется, а само осуществление закупки у единственного поставщика прекращается.

Если на площадке размещено более 5 предварительных предложений, удовлетворяющих структурированным данным извещения, то оператор направляет только 5 предварительных предложений, которые содержат наименьшие цены. Однако, их направление оператором вовсе не озачает, что такие предварительные предложения полностью соответствуют всем требованиям заказчика, указанным в извещении об осуществлении закупки.

Заказчику еще предстоит их рассмотреть.

Основания для отклонения предварительного предложения следующие:

  • непредоставление участником закупки в предварительном предложении информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки;
  • несоответствии информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, требованиям извещения
  • несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении к участникам закупки
  • при наличии в предварительном предложении импортной продукции, в том числе отсутствие документов, подтверждающих страну происхождения товара (если на предмет закупки распространяется запрет, установленный актом об импортозамещении в рамках ст. 14 Закона № 44-ФЗ)
  • наличие в предварительном предложении недостоверной информации.

Участник, предварительное предложение которого полностью удовлетворяет всем требованиям извещения об осуществлении закупки заказчика и содержит наименьшую цену, становится контрагентом заказчика. С ним заключается контракт в упрощенном порядке за 2 рабочих дня.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Порядок закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ

п/п

Показатель

Пункт 4

Пункт 5

Основание закупки у единственного исполнителя

Осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей (сумма повышена с 24.04.2020 г.)

Осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей

Поставка любых товаров, выполнение любых работ, оказание любых услуг. Номенклатура по одноименности отсутствует.

Кто может осуществлять закупки по данному пункту

Филиалы заказчика в случае передачи им полномочий вправе осуществлять закупки самостоятельно. Но ограничения по годовому объему закупок распространяются в целом на заказчика с учетом всех филиалов (письма

Минэкономразвития России от

18.12.2015 № Д28и-3733, от

14.01.2016 N Д28и-142)

Только отдельные категории заказчиков:

  • государственные или муниципальные учреждения культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия,
  • отдельные государственные или муниципальные учреждения (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив, дом

(центр) народного творчества, дом (центр) ремесел),

  • государственные или муниципальные образовательные организации,
  • государственные или муниципальные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор,
  • физкультурно-спортивные организации,
  • государственные или муниципальные научные организации

Максимальная цена одного контракта

Максимальный годовой объем закупок

2 млн. руб. ИЛИ 10% СГОЗ и не более 50 млн. руб. (с 24.04.2020) Данные ограничения НЕ применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. Фактический годовой объем рассчитывается с учетом исполнения контрактов в течение года, их изменения и расторжения.

5 млн. руб. ИЛИ 50 % СГОЗ и не более 30 млн. руб. (с

Фактический годовой объем рассчитывается с учетом исполнения контрактов в течение года, их изменения и расторжения.

Риски «дробления» закупок.

Такого понятия нет в законодательстве. На практике – это разделение одной крупной закупки, которая должна быть проведена конкурентным способом, на несколько мелких, которые осуществлены без проведения конкурентных процедур.

За превышение годового объема закупок или за «дробление» закупок предусмотрена административная ответственность по ч.1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ:

Порядок планирования закупок

  • В упрощенном порядке. Раздел плана «особые закупки».
  • Один ИКЗ для п.4 ч.1 ст.93 на каждый год.
  • В ИКЗ в разрядах ОКПД указываются значения «0».
  • Пока не утверждён планграфик на очередной год, в таком году нельзя заключать контракт.
  • В упрощенном порядке. Раздел плана «особые закупки».
  • Один ИКЗ для п.5 ч.1 ст.93 на каждый год.
  • В ИКЗ в разрядах ОКПД указываются значения «0».
  • Пока не утверждён план-график на очередной год, в таком году нельзя заключать контракт

Требования к поставщику (ст.31)

Преференции СМП и СОНО, организациям инвалидов,

учреждениям ФСИН (ст.28-

Расчет и обоснование цены контракта (ст. 22)

Форма контракта (ч.15 ст.34)

Любая форма, предусмотренная ГК РФ для совершения сделок:

  • заключение контракта путем оформления одного документа, подписанного сторонами § заключение контракта путем обмена документами (оплата по счету) 2) устная форма:
  • оплата за наличный расчет (кассовый/товарный чек, билет, квитанция и т.п.). ГК РФ для отдельных видов договоров могут быть установлены ограничения на форму заключения контракта (например, ст.609, 633, 651 ГК РФ).

Вид контракта (п.8 ст.3)

  • Государственный заказчик – государственный контракт (ГК).
  • Муниципальный заказчик – муниципальный контракт (МК).
  • Бюджетные учреждения, унитарные предприятия, иные юр. лица в соответствии со ст. 15 Закона 44-ФЗ – договор или гражданско-правовой договор.
  • Заключение «контрактов» Законом 44-ФЗ, ГК РФ, БК РФ не предусмотрено.

Применение типовых контрактов

Можно не применять. Применяются в обязательном порядке – если обязательность их применения в указанном случае (п.4 или п.5 ч.1 ст.93) установлена в информационной карте типового контракта

  • Предмет контракта должен быть определён конкретно. Указано наименование товара, описание объекта закупки, спецификация и т.п. (п.3 ст.455 ГК РФ).
  • Возможна закупка с указанием товарных знаков, торгового наименования, марки, модели, производителя, страны происхождения и пр.
  • Ст.33 Закона 44-ФЗ не применяется.
  • Можно закупать по одному контракту продукцию, не связанную между собой. Требования ст.

17 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ не применяются.

Заказчик ОБЯЗАН установить, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (ч.2 ст.34)

Количество товара, объем работ, услуг

Заказчик ОБЯЗАН установить:

  • количество товара или порядок его определения (например, по заявкам заказчика) (п.3 ст.455, п.1 ст.465 ГК РФ)
  • условие об объеме работ (для ГК/МК) (ст.766 ГК РФ).

Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг

  • Срок поставки товара (ст.506 ГК РФ)
  • Начальный и конечный сроки выполнения работы (ст.708, 766 ГК РФ)

Срок и порядок оплаты

Заказчик ВПРАВЕ установить:

  • порядок и сроки оплаты товара, работы или услуги (ч.15 ст.34, п.1 ч.13 ст.34). Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями (п.1 ст.516 ГК РФ).
  • условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа (если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса) (ч.15 ст.34, п.1 ч.13 ст.34)
  • условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юр. лицу или физ. лицу, в том числе зарегистрированному в качестве ИП, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком (ч.15 ст.34, п.2 ч.13 ст.34).
  • максимальный срок оплаты ДОЛЖЕН БЫТЬ не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч.13.1 ст.34).
  • дата исполнения обязательства заказчика по оплате (по государственному / муниципальному контракту) – это дата списания денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц (п.6 ст.219 ГК РФ).
  • при установлении аванса заказчик ОБЯЗАН учесть условия:

– государственные и муниципальные заказчики, автономные, бюджетные учреждения – смотрим соответствующие правовые акты о бюджете, если установлены ограничения на аванс – соблюдаем эти ограничения (ч.3.11-1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-

ФЗ «Об автономных учреждениях», ч.16.1 ст.30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) – унитарные предприятия – нет нормативных ограничений

Срок и порядок приемки

Заказчик ВПРАВЕ установить (ч.15 ст.34, п.1 ч.13 ст.34):

  • Порядок приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом (например, этапы приемки, перечень документов, кто осуществляет приемку – приемочная комиссия или уполномоченное лицо и т.п.).
  • Срок осуществления приемки.
  • Порядок оформления результатов приемки (в т.ч. вид документа о приемке – акт поставки товара, акт выполненных работ, акт оказанных услуг и т.п.).
  • Срок оформления результатов приемки.
  • Экспертиза при приемке – силами заказчика. Эксперты, экспертные организации – при необходимости по решению заказчика.

Срок действия контракта

§ Начало действия контракта – с момента его заключения.

Новые изменения в 44-ФЗ вступили в силу с 1 июля 2021 года

Не первый год в законодательстве о контрактной системе происходят постоянные изменения. Мы уже привыкли к тому, что ежегодно с 1 июля вступает в силу очередной пакет масштабных поправок в закон «О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ).

Не стал исключением и текущий 2021 год. Эксперты Кредитно-Страхового агентства рассказывают, что изменилось государственных и муниципальных закупках с 1 июля 2021 года.

Основные изменения вводятся федеральным законом № 449-ФЗ, который был принят еще в конце 2019 года, и «антикризисным» федеральным законом от 24.04.2020 № 124-ФЗ. Однако необходимо учитывать, что изначально часть изменений, предусмотренных законом 449-ФЗ, законом 124-ФЗ были перенесены на более поздний срок — на 1 октября 2021 года.

Посмотрим, что же изменилось в госзакупках:

Обеспечение исполнения контракта

С 1 июля установлен новый минимальный размер обеспечения контракта – 0,5 процента от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Для субъектов малого предпринимательства (СМП) и некоммерческих организаций (СОНКО) – 0,5 процента от цены контракта, если участие ограничено только субъектами СМП и СОНКО.

До 1 июля 2021 года заказчик устанавливал минимальный размер обеспечения контракта 5 процентов от НМЦК.

Мнение эксперта
Козлов Никита Владимирович
Юрист-практик с 7-летним опытом. Специализация — семейное право. Эксперт в области права.

С 1 июля 2021 года размер обеспечения контракта в закупочной документации будет устанавливаться – от 0,5 до 30 процентов НМЦК. Если заказчик закупает у СМП или СОНКО, то размер обеспечения контракта устанавливается от цены контракта.

Если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик может не устанавливать требование об обеспечении выполнения такого контракта. Если обеспечение установлено, оно не может превышать 10 процентов от НМЦК или от цены контракта, если поставщик – СМП или СОНКО.

Изменения вводятся подп. «в», «г», «д» п. 6, п. 7 ст. 2 закона № 124-ФЗ. Правки внесены в ч. 6 и 6.1 ст. 96 закона 44-ФЗ.

Обеспечение гарантийных обязательств

С 1 июля требование обеспечения гарантийных обязательств стало правом, а не обязанностью заказчика. Максимальный размер обеспечения остался прежним – 10 процентов от НМЦК.

Данное требование либо устанавливается, либо нет, но если оно установлено, то должно применяться ко всем участникам закупки без каких-либо исключений (в том числе к СМП и СОНКО). Исключением является закупка машин и оборудования.

При такой закупке заказчик всё ещё обязан предоставить требования к гарантии.

Норма имеет обратную силу, поэтому можно освободить поставщика от обеспечения гарантийных обязательств по ранее заключенным контрактам.

Изменения вводятся подп. «в», «г», «д» п. 6, п. 7 ст. 2 Закона № 124-ФЗ. Правки внесены в ч. 2.2 ст. 96 закона 44-ФЗ.

Правила закупок у единственного поставщика

С 1 июля расширили перечень случаев, когда нужно согласовать закупку у единственного поставщика после несостоявшихся процедур. Теперь, если не состоялся электронный конкурс, электронный аукцион или электронный запрос предложений, заказчик должен обратиться в контрольный орган, чтобы согласовать закупку у единственного поставщика.

Необходимо согласовывать не все закупки, а только превышающие определенную сумму, определяемую Правительством РФ. Критерии определения таких закупок и порядок их согласования приведены в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2020 № 961.

До 1 июля 2021 года согласовывать закупку у единственного поставщика после несостоявшейся процедуры нужно было в ограниченном перечне случаев. Например, после несостоявшегося запроса предложений.

С 1 июля 2021 года закупку у единственного поставщика необходимо согласовывать сразу, как только у заказчика не состоялась конкурентная процедура. Теперь это можно делать без цикличности закупок.

Заказчик должен будет направлять обращение о согласовании в ФАС не позднее чем через 5 рабочих дней с даты размещения в ЕИС или подписания протокола о признании определения поставщика несостоявшимся. ФАС должна рассмотреть обращение в течение 10 рабочих дней.

Заключение контракта до получения разрешения от ФАС не допускается. Если разрешение не получено, заказчик вносит изменения в план-график и проводит новую закупку.

Закупку у единственного поставщика с НМЦК до 3 миллионов рублей можно будет проводить в электронной форме с использованием электронной площадки. Участники будут размещать на площадке предварительное предложение о поставке товаров, наименование товара и его характеристики с использованием КТРУ.

Заказчик размещает в ЕИС извещение. В течение часа с момента размещения площадка определит из числа предложений не более 5 соответствующих требованиям заявок, присвоит каждой заявке порядковый номер и направит заявки заказчику.

Мнение эксперта
Козлов Никита Владимирович
Юрист-практик с 7-летним опытом. Специализация — семейное право. Эксперт в области права.

Он рассмотрит их в течение дня, присвоит им номер в порядке возрастания цены за единицу товара. Контракт заключат с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер.

Это изменение вводится п. 23 ст. 1 закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ. При этом изменения внесли в п. 24, 25, 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ.

Контроль за закупками у единственного поставщика

С 1 июля обращение заказчика в контрольный орган за согласованием оформления контракта с единственным поставщиком станет основанием для внеплановой проверки.

До 1 июля 2021 года в перечне оснований, по которым контролер мог назначить внеплановую проверку, такой пункт отсутствовал.

Введено подп. «д» ч. 24 ст. 1 закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ. Добавлен п. 4 ч. 15 ст. 99 закона 44-ФЗ.

Изменения в национальном режиме

С 01 июля 2021 года утрачивает силу Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. N 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Вместо этого вступают в силу отдельные положения Постановления Правительства от 30.04.2020 № 616 о запрете в отношении автомобильной продукции и колесных транспортных средств, установленные пунктами 1 и 2 указанного постановления.

Помощь участникам госзакупок !

Регистрация в ЕИС, электронная подпись, подбор тендеров, банковские гарантии и займы, страхование

Изменения в законодательство об электронной подписи

С 1 июля вступил в силу разработанный Минкомсвязью России федеральный закон от 23.06.2020 № 183-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

С 1 июля получить аккредитацию смогут только центры с минимальным размером собственных средств не менее 1 млрд рублей либо 500 млн рублей при наличии филиалов на территории большей части России. Кроме того, срок аккредитации сокращен с 5 до 3 лет.

Такие меры приведут к существенному сокращению удостоверяющих центров, количество которых в России на сегодняшний день превышает 500.

Удостоверяющие центры, которые не смогут аккредитоваться по новым требованиям, продолжат свою работу до 1 января 2022 года.

Кроме того, установлено, что с 1 июля 2021 года помимо личного визита в аккредитованный центр подтвердить свою личность для получения ключей электронной подписи можно будет с помощью биометрии или действующей подписи.

Больше новостей о закупках ежедневно в нашем сообществе «ВКонтакте». Присоединяйтесь, будьте всегда в курсе!

Блог Ларисы Поповой

Автор статьи
Козлов Никита Владимирович
Юрист-практик с 7-летним опытом. Специализация — семейное право. Эксперт в области права.
Следующая
ДругоеЗакон "О пенсионном обеспечении" в редакции 2021 года

Добавить комментарий

Adblock
detector