Договор поставки для государственных и муниципальных нужд
Договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, как следует из его названия, представляет собой разновидность договора поставки. Это означает, что на него распространяются почти все общие нормы о поставке и, соответственно, купле-продаже (п. 2 ст. 525 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК РФ).
При этом он обладает следующими специфическими чертами:
- участие в правоотношениях публичного элемента, что влияет на порядок заключения договора и ответственность сторон;
- наличие определенной цели — удовлетворение потребностей государства или муниципального образования в каком-либо товаре.
Поэтому законодатель намеренно отводит для госконтракта поставки отдельный параграф 4 главы 30 ГК РФ. Однако даже эта глава ГК РФ содержит только самые общие нормы, приоритет над которыми имеет специальное законодательство, а именно:
Наиболее привычной для нас, классической разновидностью договора поставки для госнужд является контракт, заключаемый по итогам государственных закупок (ст. 83.2 закона № 44-ФЗ).
Заключение контракта является финальной стадией размещения государственного или муниципального заказа. Более того, он может быть заключен исключительно на основании результатов закупок (п.
1 ст. 527 ГК РФ).
О вероятных спорах по госконтрактам на закупку товаров и способах их решения читайте в обзоре судебной практики, подготовленном для системы КонсультантПлюс. Чтобы перейти по ссылке на обзор, вам может понадобиться бесплатный пробный доступ в систему.
Требуется постоянная работа с обзорами и готовыми решениями по проблемным ситуациям — запросите прайс-лист и подключайте постоянный доступ к системе КонсультантПлюс.
Стороны договора
Сторонами договора поставки для государственных и муниципальных нужд являются поставщик и заказчик. Если говорить о госконтракте по закону № 44-ФЗ, то к моменту заключения самого договора стороны уже связаны взаимоотношениями по участию в торгах.
Поставщиком является лицо, победившее в торгах и предложившее наилучшие условия для закупки, заказчиком — государство (РФ или субъекты) или муниципальное образование.
От имени заказчика могут выступать:
- государственные и муниципальные органы власти;
- бюджетные учреждения;
- иные получатели бюджетных средств.
Кроме того, при заключении контракта в данных отношениях может фигурировать еще одно лицо — покупатель. Это происходит в том случае, когда заказчик заключает контракт в интересах третьего лица.
Важнейшей особенностью договора поставки для госнужд является его обязательность для сторон.
Так, заказчик всегда обязан заключить договор с лицом, выигравшим торги, кроме случаев, установленных законом. Поставщик же, напротив, обязан заключить договор только тогда, когда это предусмотрено законом (например, п.
2 ст. 5 закона № 60-ФЗ).
При уклонении стороны от заключения контракта противоположная сторона вправе обратиться в суд для понуждения к его заключению (п. 5 ст.
528 ГК РФ).
к содержанию ↑Существенные условия договора
По договору поставки для государственных и муниципальных нужд поставщик обязуется поставить в сроки и на условиях договора конкретный товар, а заказчик — принять и оплатить его (ст. 526 ГК РФ). Поставка может осуществляться как непосредственно заказчику, так и любому другому указанному им лицу.
К числу существенных условий рассматриваемого договора относятся предмет и цена договора.
Предмет договора
Предметом договора выступает товар, который первоначально был предметом закупки (заказа). Он должен быть четко прописан в контракте со всеми характеристиками. Если описание предмета очень объемное, то в самом контракте он указывается кратко, а со всеми деталями — в приложении к договору (спецификации).
Договор без указания цены не будет считаться заключенным. Кроме цены должен быть подробно расписан порядок проведения расчетов.
Кроме того, текст контракта традиционно включает в себя разделы «Сроки поставки», «Права и обязанности сторон», «Ответственность сторон», «Порядок разрешения споров».
к содержанию ↑Порядок заключения договора
В отличие от обычного договора поставки и купли-продажи к процедуре заключения контракта для госнужд предъявляются строгие требования. Инициатива должна исходить от заказчика, и именно на него ложится обязанность по разработке проекта контракта. Далее схематично можно выделить следующие этапы:
- Проект контракта направляется поставщику (п. 1 ст. 528 ГК РФ).
- Если поставщика все устраивает, то он подписывает контракт в течение 30 дней и возвращает один экземпляр заказчику (п. 2 ст. 528 ГК РФ). Если же имеются разногласия, то поставщик должен в этот же срок направить протокол разногласий либо отказ от заключения контракта.
- Получив замечания, заказчик должен рассмотреть их также в 30-дневный срок и принять решение о возможности/невозможности учесть замечания. По замечаниям нужно внести правки в текст контракта. Соответственно, в зависимости от принятого решения заказчик либо направляет контракт с внесенными правками, либо отклоняет протокол разногласий.
- Если заключение контракта обязательно, а протокол разногласий отклонен, то у другой стороны есть 30 дней для передачи разногласий в суд.
Обратите внимание! При наличии в правоотношениях покупателя заказчик, подписав контракт, в течение 30 дней должен направить поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (п. 1 ст. 529 ГК РФ).
Большое значение имеет срок заключения контракта. В ряде случаев он устанавливается законом. Например, если проводятся торги и контракт заключается с их победителем, то срок не должен превышать 20 дней с даты проведения торгов (п. 4 ст. 528 ГК РФ).
Подробно порядок заключения госконтракта по закону № 44-ФЗ рассматривается в другой нашей статье.
Итак, в ГК РФ только раскрывается понятие договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд и содержатся общие нормы относительно порядка его заключения. Детально договоры, относящиеся к этому виду, регламентируются специальным законодательством.
Договор поставки товаров для государственных нужд
к содержанию ↑Понятие договора поставки товаров для государственных нужд
Одним из видов купли-продажи является поставка товаров для государственных нужд. Особенности данных правоотношений вызваны участием в них такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство, — Российской Федерации и ее субъектов (ст. 124 ГК).
В настоящее время сфера действия договоров поставки товаров для государственных нужд — это отношения, связанные с поставками товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей Россииской Федерации и ее субъектов, для обеспечения обороны и безопасности страны, жизни и здоровья граждан.
Потребности государства определяются исходя из
- необходимости реализации федеральных государственных программ;
- обеспечения необходимого уровня обороноспособности;
- формирования государственных материальных резервов;
- реализации экспортных поставок во исполнение международных соглашений с участием Российской Федерации.
К отношениям по поставке товаров для государственных нужд субсидиарно применяются
- сначала нормы о договоре поставки товаров,
- затем (при отсутствии соответствующих специальных правил) — общие положения о купле-продаже.
Но эти отношения в приоритетном порядке перед нормами ГК о договоре поставки и общими положениями о купле-продаже регулируются специальными законами о поставке товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 525 ГК).
В настоящее время действует несколько федеральных законов, регламентирующих поставки товаров для государственных нужд (которые подлежат применению в части, не противоречащей нормам ГК). К их числу относятся:
- Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (далее — Закон о поставках продукции);
- Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (далее — Закон о государственном материальном резерве) ;
- Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия длягосударственных нужд» (далее — Закон о закупках и поставках сельхозпродукции) , которым регламентируются отношения по закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции и продовольствия как для федеральных, так и для региональных государственных нужд; - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон о государственном оборонном заказе) .
Кроме того, отношения, связанные с порядком проведения конкурсов при размещении заказов на поставку товаров для государственных нужд, регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг).
Основания поставки товаров для государственных или муниципальных нужд
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд должна осуществляться на основе государственного контракта, а также разрабатываемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд , заключаемых между организациями — исполнителями заказа для государственных нужд и потребителями выпускаемых товаров (п. 1 ст.
525 ГК).
При поставке товаров для государственных нужд могут использоваться как простая, так и сложная структура договорных связей:
- Поставка осуществляется поставщиком (исполнителем) в соответствии с условиями государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд непосредственно государственному заказчику либо указанным им получателям без заключения с последними поставщиком (исполнителем) каких-либо договоров на поставку товаров для государственных нужд.
- При сложной структуре договорных связей государственным контрактом предусматривается прикрепление государственным заказчиком поставщика-исполнителя к конкретным покупателям для заключения с ними договоров поставки товаров для государственных нужд на основании извещения о прикреплении, выдаваемого заказчиком. При заключении таких договоров между поставщиком-исполнителем и покупателями согласовываются условия о количестве и качестве товаров, порядке их доставки и принятии покупателем и т.п.
Федеральные законы о поставках товаров для государственных нужд устанавливают
- порядок определения потребностей государства в тех или иных товарах,
- порядок формирования соответствующих этим потребностям государственных заказов и их размещения среди организаций, производящих (закупающих) указанные товары.
Основной способ размещения государственных заказов — проведение открытых или закрытых торгов (конкурсов). Однако допускается и прямое доведение государственных заказов до поставщиков-исполнителей.
Понятие и заключение государственного или муниципального контракта
По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК).
Поставщиками (исполнителями) являются организации, признанные победителями торгов, проводившихся в целях размещения государственных заказов, либо принявшие доведенный до них государственный заказ к исполнению.
В качестве государственных заказчиков и муниципальных заказчиков в соответствии Законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (ст. 4) могут выступать
- государственные органы,
- органы управления государственными внебюджетными фондами,
- органы местного самоуправления, а также
- бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения,
- иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В случаях размещения государственного заказа путем проведения конкурса и определения его победителя либо принятия поставщиком (исполнителем) доведенного до него государственного заказа для государственного заказчика заключение государственного контракта с указанными поставщиками является обязательным . Поставщик (исполнитель) также обязан заключить государственный контракт, если он принял доведенный до него госзаказчиком государственный заказ либо стал победителем конкурса, проведенного для размещения государственного заказа.
В некоторых случаях принятие доведенного до поставщика (исполнителя) государственного заказа является обязательным для последнего. Например, федеральное казенное предприятие ни при каких условиях не вправе отказаться от доведенного до него государственного заказа.
Коммерческие организации, действующие в иных организационно-правовых формах, обязаны принять доведенный до них государственный заказ, а следовательно, и заключить государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, если они занимают доминирующее положение на рынке соответствующего товара, при условии возмещения государственным заказчиком убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) исполнением государственного заказа.
Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), принявшему до этого заказ на поставку товаров для государственных нужд. Поставщик (исполнитель) обязан рассмотреть проект государственного контракта и в 30-дневный срок со дня его получения сообщить государственному заказчику о своем решении.
Возможны три варианта такого решения:
- согласие заключить государственный контракт на условиях, предложенных государственным заказчиком. В этом случае поставщик (исполнитель) подписывает государственный контракт и один подписанный экземпляр возвращает государственному заказчику;
- согласие заключить контракт, но на условиях, отличных от тех, что предложены государственным заказчиком. При таких обстоятельствах поставщик (исполнитель) должен возвратить государственному заказчику подписанный проект государственного контракта вместе с протоколом разногласий по отдельным его условиям;
- отказ от заключения государственного контракта, о чем поставщик (исполнитель) должен уведомить государственного заказчика в тот же 30-дневный срок.
Основным же правилом должно стать размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд (государственного заказа) путем проведения соответствующих конкурсов. И в этом случае заключение государственного контракта с победителем конкурса становится для государственного заказчика обязательным.
Государственный контракт должен быть оформлен не позже чем через 20 дней со дня проведения конкурса.
Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров осуществляется конкретному покупателю, который государственным заказчиком прикрепляется к поставщику (исполнителю). Выданное государственным заказчиком извещение о прикреплении будет служить основанием для заключения непосредственно между поставщиком (исполнителем) и покупателем договора поставки товаров для государственных нужд.
Получив извещение о прикреплении, поставщик (исполнитель) должен в 30-дневный срок направить проект договора покупателю. Если поставщик (исполнитель) получит от покупателя подписанный проект договора с протоколом разногласий, он должен принять меры к их согласованию и в 30-дневный срок уведомить покупателя о принятии договора в согласованной редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Неурегулированные разногласия могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда в 30-дневный срок.
Поставщик (исполнитель) при наличии извещения о прикреплении не вправе уклоняться от заключения с покупателем договора поставки товаров для государственных нужд. Данное требование обеспечивается предоставлением покупателю права обратиться в таком случае в арбит-ражный суд с иском о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.
Что касается покупателя, то он может отказаться полностью или частично от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора в целом. При таких обстоятельствах вопрос о прикреплении поставщика (исполнителя) к другому покупателю должен быть решен государственным заказчиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего уведомления поставщика (исполнителя).
В противном случае поставщик (исполнитель) получает право требовать от государственного заказчика принятия и оплаты товаров либо возмещения расходов, связанных с реализацией этих товаров другому потребителю.
Исполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту
В тех случаях, когда государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) непосредственно государственному заказчику либо указанным последним конкретным получателям (по отгрузочным разнарядкам государственного заказчика), отношения, складывающиеся между сторонами государственного контракта в процессе его исполнения, не отличаются спецификой и регулируются нормами о договоре поставки.
При поставке товаров покупателям, с которыми поставщиком (исполнителем) в соответствии с государственным контрактом заключены договоры поставки, особенность заключается в том, что по общему правилу обязанность оплаты поставленных товаров возлагается не на государственного заказчика, а на покупателя, получившего товары. Гарантией прав и законных интересов поставщика (исполнителя) будет служить норма, согласно которой государственный заказчик признается поручителем по денежному обязательству покупателя.
Это означает, что в случае неоплаты товаров покупателем государственный заказчик будет отвечать перед поставщиком (исполнителем) в полном объеме, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек и других убытков, вызванных неоплатой поставленных товаров (ст. 532 ГК).
Определенными особенностями отличаются последствия неисполнения государственным заказчиком обязанности по возмещению поставщику (исполнителю) убытков, причиненных в связи с исполнением последним государственного заказа, принятие которого было для него обязательным. Такие убытки должны быть выплачены государственным заказчиком в срок не позднее 30 дней со дня передачи поставщиком (исполнителем) товаров, предусмотренных государственным контрактом.
Нарушение государственным заказчиком этой обязанности дает поставщику (исполнителю) право отказаться от исполнения государственного контракта и потребовать от государственного заказчика возмещения дополнительных убытков, вызванных расторжением государственного контракта. В таких случаях поставщик (исполнитель) вправе также отказаться и от исполнения договоров поставки товаров для государственных нужд, заключенных на основании государственного контракта с конкретными покупателями.
Причем убытки, причиненные покупателям таким отказом от исполнения договора, также подлежат возмещению государственным заказчиком (ст. 533 ГК).
Государственный заказчик вправе отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, лишь при условии возмещения причиненных этим убытков как поставщику-исполнителю, так и покупателям по договорам поставки, которые были изменены или расторгнуты в силу отказа государственного заказчика от соответствующих товаров.
Договор поставки для государственных и муниципальных нужд в соответствии с действующими нормами законодательства о закупках
Регулирование всех процессов, связанных с осуществлением закупочной деятельности для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, происходит с помощью достаточно широкого круга норм, существующих в различных нормативных актах.
Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.
к содержанию ↑Какие нормативные акты следует изучить при заключении договора поставки
Если говорить о проведении мероприятий, направленных на осуществление заключения договора, именуемого в правовом поле договором поставки, то для таких документов, заключаемых для удовлетворения нужд государственных и муниципальных заказчиков, опираться следует на следующие правовые нормы:
- Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В данном федеральном нормативном акте необходимо обратить внимание, в первую очередь, на статью 34, которая определяет те требования, которые должны быть предъявлены к заключаемым контрактам и договорам по итогам всех проведенных процедур в соответствии с положениями данного закона. В том случае, если положения данной статьи соблюдены не были при составлении договора, в том числе предметом которого является поставка какого-либо товара, то такой договор может быть признан недействительным в силу его нелегитимности.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Этот нормативный акт придется изучить по причине того, что он лежит в основе всех правоотношений договорного типа. Кроме того, поставка товара – это особый вид правоотношений, который может возникнуть только из гражданских правоотношений, даже если речь идет о взаимодействии между несколькими юридическими лицами. Чтобы договор поставки был полностью оформлен с точки зрения действующего законодательства, необходимо изучить Параграф 4 Главы 30 Раздела IV данного федерального нормативного акта в силу того, что именно в данном параграфе происходит подробное освещение всех вопросов, связанных с поставкой товаров.
- Постановление Правительства Российской Федерации №1042 от 30 августа 2017 года, посвященное расчету штрафных санкций и применению мер ответственности для сторон, участвующих в проводимых закупках. Однако с 14 августа 2021 года вступили в силу изменения в данное Постановление, сформулированные в другом Постановлении Правительства Российской Федерации – под номером 1011 от 2 августа 2021 года. Поэтому для формирования мер ответственности необходимо теперь использовать два этих нормативных акта, которые находятся в тесной взаимосвязи между собой, так как теперь заказчику необходимо учитывать новые требования при формировании размера штрафных санкций для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Сведения, которые потребуется отразить в договоре поставки
Для того чтобы договор был признан соответствующим действующим нормам гражданского законодательства и законодательства в сфере закупок, в нем необходимо учесть те положения, которые являются обязательными для такого вида договоров, а именно:
- перечень сторон, которые будут принимать участие в подписании текста договора или контракта вне зависимости от его формы (бумажной или электронной). Указание таких сведений должно быть осуществлено в двух видах – развернутом в преамбуле и сокращенном в реквизитах сторон, но с обязательной расшифровкой данных о подписантах;
- предмет закупки, который стал предметом контракта или договора. Указание предмета также может быть осуществлено в сокращенной и развернутой форме. Это характерно для тех случаев, когда речь идет о большом описании предмета закупки либо о необходимости подробного перечисления всех его данных. В этом случае в соответствующем разделе описывается предмет закупки в краткой форме (например, «поставка офисной мебели»), а в приложении, выступающем в качестве спецификации к контракту или договору, даются подробные сведения о таком товаре;
- цена контракта или договора, а в случае закупки нескольких единиц одинакового товара – указание на величину стоимости такой закупки. Данные сведения размещаются в самостоятельном разделе с обязательным указанием данных о проводимых порядках расчета между участниками данного соглашения;
- права сторон, а также их обязанности, в том числе в случае возникновения непредвиденных ситуаций, например, официально подтвержденных на федеральном или региональном уровне чрезвычайных обстоятельств;
- применяемые меры ответственности сторон, которые подписывают данный документ. При этом описание таких мер ответственности должно строго соответствовать требованиям действующего законодательства;
- порядок разрешения возникающих спорных конфликтов и механизм действия сторон, а также те законные механизмы, которые могут быть использованы сторонами для изменения или расторжения договора;
- срок действия договора и возможные основания для его расторжения;
- реквизиты сторон, подписывающих документ, а также подписи таких сторон.
В качестве дополнительного раздела рассматривается список приложений к тексту договора или контракта, например, в виде ведомости поставки, акта приема-передачи и образцов платежных документов.
В том случае, если речь идет о заключении договора или контракта на поставку с использованием процедур для закупок малого объема, возможно использование более простой формы (например, если для осуществления закупок малого объема используется Единый агрегатор торговли «Березка», то можно воспользоваться типовой формой договора, которую предлагает данная торговая площадка).
к содержанию ↑Сроки заключения
Если говорить о сроках заключения договора поставки, то необходимо опираться на те требования, которые содержатся в действующих нормах закупочного законодательства.
Так, в случае с закупками малого объема (они могут быть обозначены как закупки до ста или до пятисот тысяч в зависимости от совокупного годового объема заказчика) предельный срок подписания договора составляет десять дней. Если такая закупка проводится посредством использования электронной площадки Единого агрегатора торговли «Березка», то срок заключения договора поставки сокращается до пяти дней с даты получения данных о том, кто является победителем.
Если речь идет об электронных процедурах конкурентного типа, то есть аукционах, конкурсах, запросах котировок и предложений, то здесь сроки заключения колеблются от десяти до двадцати дней, так как для всех этих процедур предусмотрены разные периоды для подписания контракта от даты определения победителя по такой процедуре. Более подробную регламентацию в отношении сроков заключения договора или контракта по поставке товара можно получить на основании статьи 83.2 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Бумажный вариант в данном случае требоваться уже не будет, так как в систему госзакупок постепенно внедряется система электронного документооборота (за исключением тех закупок, которые разрешено проводить в неэлектронном виде с целью защиты интересов и безопасности государства).
Следующая