Авиация Федеральной Службы Безопасности

Спецавиация ФСБ от времени создания и до наших дней

Не будет преувеличением сказать, что Федеральная служба безопасности буквально насыщена специальной техникой. Ее особенности – наличие таких возможностей, что не каждое военное транспортное средство, морское или речное судно, летательный аппарат имеет такие качества, которые присутствуют у авиации ФСБ.

Разумеется, технические характеристики такой техники не разглашаются. О них можно судить лишь по косвенным данным. Да и с ними затруднения. Ведь такая техника на всеобщее обозрение практически не выставляется. Отсутствует и информация, или она очень ограничена, о спецоперациях, в которых участвуют вертолеты, броневые автомобили и прочие средства ФСБ.

Путь «крылатых» чекистов длиною в век

А начиналось все почти сто лет назад. Еще в 1923 году благодаря особому приказу ОГПУ появились первые самолеты, выполнявшие задачи для этой силовой структуры. Речь шла, главным образом, о борьбе с бандами басмачей. Средняя Азия была охвачена локальными боевыми действиями против их конных отрядов. Открытые пространства позволяли пилотам вести эффективную разведку, сообщая, где находятся бандиты.

Сложнее приходилось пилотам, действовавшим в условиях гор. До сих пор в ряде уголков Памира можно увидеть памятники погибшим авиаторам. Некоторые из них были подбиты басмачами. Другие погибли просто из-за того, что тогдашние самолеты, как их часто называли, «этажерки» не были приспособлены для работы в горных условиях. Кого-то просто подвела малонадежная техника.

В 1930-е годы был издан специальный приказ. На его основании авиация, использовавшаяся в борьбе с басмачами, была введена в состав пограничной службы. Кстати, именно в составе такой авиации начался летный путь знаменитого пилота Алексея Маресьева. Армейским истребителем он начал управлять гораздо позже.

Следует подчеркнуть, что из той первой особой авиации вышел и Илья Чупров. Именно он, более двадцати лет возглавлявших пилотов пограничных войск, обеспечил в 1943 году перелет Иосифа Сталина в Тегеран для встречи с президентом США Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Черчиллем. Вероятно, не следует особо объяснять, что такая операция была не простой. Ведь продолжалась война. Враг вполне мог каким-то путем получить информацию о предстоящей операции и попробовать уничтожить самолет со Сталиным, когда он летел в Тегеран или возвращался в Москву.

В годы войны пилоты-пограничники чаще всего выполняли спецоперации. Чаще всего именно они совершали полеты в тыл врага, доставляя диверсантов, эвакуируя кого-нибудь из разведчиков или партизан. Занимались они и разведкой. Были и задания особой важности, которые, возможно, и сейчас хранятся под грифом «секретно».

Эти пилоты – настоящие асы

Пограничные войска вместе с собственной авиацией длительное время были отдельным формированием. В это время у спецслужбы начали появляться свои летательные аппараты. Они были нужны, в том числе, для проведения операций против террористических группировок. В 2003 году произошло объединение этих двух структур. С тех пор ФСБ несет ответственность и за охрану границ, и противостоит террористам.

Как комментирует ситуацию возглавляющий второй авиационный центр Федеральной службы безопасности полковник Александр Филясов, тренировки пилотов со специальными подразделениями ФСБ проводятся постоянно. Делается это не только на полигонах, но и в городских условиях. К примеру, отрабатывается высадка десанта на крыши зданий. Отработка таких операций необходима для готовности к противодействию террористов, захвативших заложников в городе. Требуются они и для работы, если появляется угроза техногенной катастрофы. В частности, такое десантирование отрабатывалось в городах Челябинск и Ханты-Мансийск.

По существу, данные особые боевые группы (РОСН) – это подобие той же «Альфе». Ее бойцы также могут десантироваться на крыши высотных зданий. При этом спускаться им нужно на тросах, длина которых может достигать пятидесяти метров. Разумеется, главную роль в таком случае играет пилот. Именно он удерживает вертолет в нужном месте, хотя порой мешает и просто сильный ветер, а то и турбулентность, которая образуется в городских условиях даже из-за безобидной жары.

Эти пилоты – настоящие высококлассные асы. Один из таких отрядов расквартировал в Толмачева. Это аэропорт города Новосибирска. Сюда отряд переведен из города Душанбе, в котором отряд выполнял сложные операции. Отряд награжден орденом «Красной Звезды». Ранее службу в нем проходили два Героя Советского Союза.

К сожалению, ветераны, проходившие службу в отряде, или до сих пор находящиеся в его составе, просто не могут рассказывать о том, как совершали они посадки под огнем противника, чтобы спасти экипаж сбитой машины, находящийся во вражеском окружении. Однажды, после возвращения из такой операции, в корпусе вертолета было обнаружено двадцать пробоин. Нашли тогда и пулю, которая застряла в приборной панели напротив лица пилота.

Пилоты отряда, служащие более пяти лет участвовали в локальных конфликтах. Их места – Северный Кавказ, Туркменистан, Афганистан. Накопленный опыт нужен этим асам и в глубине российской территории, и при полетах вдоль границы. Не секрет, что время от времени ее пытаются пересечь различные авантюристы. Они вполне способны нанести удар по вертолету. Ведь для тех же контрабандистов обзавестись оружием не представляется делом особой сложности.

Злоумышленники хорошо знают, что появление на участке границы, где они проводят свои операции, вертолета – это сигнал к тому, чтобы они немедленно «залегли на дно». Если они будут обнаружены, последует высадка десанта, и тогда карьере тех же контрабандистов придет конец.

Особенности винтокрылых машин ФСБ

Несколько лет назад в СМИ рассказывалось, как в Чечне вертолет Ми-24 за два вылета уничтожал по полторы сотне боевиков. Кто-то посчитает эту историю неправдоподобной, но она не выдуманная. Авиация ФСБ и в самом деле способна делать то, на что не способны машины обыкновенных вооруженных сил. Ведь ее оснащение более совершенно. Именно на таких самолетах и вертолетах в первую очередь устанавливаются новинки.

Вертолет ми-8

Комментируя состояние спецавиации, полковник Филясов подчеркивает, что здесь все решает не количество, а качество. В качестве примера он приводит вертолет Ми-8. Именно эти машины позволили ликвидировать значительную часть чеченских террористов и их командиров. В настоящее время внимание уделяется созданию боеприпасов нелетального исхода. Их можно будет использовать в городских условиях. После их использования убитых не будет, но бандиты будут выведены из строя.

В настоящее время одной из задач авиацентра Федеральной службы безопасности является дополнительное оснащение более совершенными и компактными машинами. Имеющихся вертолетов Ми-8 и самолетов Ан-26 для успешного выполнения задач недостаточно.

Надо отметить, что спецавиация кроме своей непосредственной работы, при необходимости, помогает мирным гражданам при природных катастрофах. Это происходит и при чрезвычайных наводнениях, и при пожарах, охвативших большие территории. Случалось, что этим пилотам приходилось искать людей в горах. Но, пожалуй, самым особенным случаем можно назвать перелет вертолетов Ми-8 с Американского континента в Антарктиду и затем достижения ими Южного полюса.

Кстати, когда машины возвращались из Антарктиды, вблизи острова Огненная Земля они испытали на себе силу такого встреченного ураганного ветра, что их скорость относительно поверхности земли не превышала двадцати километров в час. Надо напомнить, что крейсерская скорость этих машин превышает двести километров в час. Но и этот перелет закончился успешно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий