Взаимодействие ФСБ и МВД

Работа российских ФСБ и МВД происходит при широком взаимодействии сторон. В его основе лежит законодательство России и межведомственные акты, обеспечивающие правовое регулирование.

Совместная деятельность Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел позволяет обеспечивать более качественное выполнение оперативно-розыскных мероприятий. При такой деятельности в органы, осуществляющие ее, получают информацию, касающуюся преступлений. При этом меры для их выявления, предупреждения и раскрытия относятся к компетенции иных российских органов, у которых имеются необходимые силы, технические средства и иные возможности, позволяющие более оптимально решать такие задачи.

Федеральный закон № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности», принятый в августе 1995 года, предписывает усиление межведомственного взаимодействия органов, занимающихся такой деятельностью, за счет информационного обмена. Обычно он выполняется (разумеется, при условии конспирации) тогда, когда органом получена информация о противоправных деяниях, борьбой с которыми занимаются другие службы.

Вопросы, по которым происходит взаимный обмен информацией, определяют нормативные акты. Ими же определяются процедура и привлечение для совместной работы других органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью.

В качестве примера можно привести межведомственную инструкцию, определяющую совместную работу правоохранительных органов Российской Федерации в ходе расследования и раскрытия преступлений, которые связаны с посягательством на российские культурные ценности. Они утверждены Генеральной прокуратурой РФ, МВД, ФСБ, ГТК в ноябре 1997 года (соответственно — N 69/777/425/700).

Информационный обмен является необходимым и потому, что оперативно-розыскные мероприятия (если они связаны с осуществлением контроля почтовых отправлений, сообщений, переданных по телеграфу или иным способом) выполняются только на условиях использования оперативно-технических сил и средств службы безопасности и МВД. Объемы, как и порядок информации, требующейся для выполнения такой работы, определяют межведомственные нормативные акты, а также соглашения между органами. Это же касается и обмена полученных результатов.

Обмениваться информацией могут также различные подразделения, являющиеся составными частями, входящими в определенный государственный орган, занимающийся оперативно-розыскной деятельностью. Это требуется тогда, когда при  работе получена информация, требующая действий, которые не являются компетенцией какого-либо подразделения. Такой информационный обмен может быть, как разовым, так и постоянным.

к содержанию ↑

Взаимодействие ФСБ с прокуратурой

Следователь

Еще одним направлением при взаимодействии является помощь прокуратуре. Это могут быть вопросы надзора, касающегося исполнения законов о приватизации. Сюда же относится внешнеэкономическая деятельность, а так же ряд других. При этом указания издаются в соответствии с обобщением материалов следственной и прокурорской практик и по результатам проведенных проверок. Порой указания издаются совместно с другими ведомствами.

Один из примеров – указание от Генпрокуратуры России, ФСБ и МВД «О порядке взаимодействия дежурных служб Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности РФ»  (апрель – июнь 2002 года). Документ имеется в сборнике основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Том 1. 2004 года.

к содержанию ↑

Обязанности ФСБ

Статьей 12 закона «О федеральной службе безопасности» предусматриваются, что ФСБ обязана:

  1. Предоставлять президенту РФ, председателю правительства и, в соответствии их поручениям, федеральным органам государственной власти и руководству субъектов РФ информацию о наличии угрозы безопасности России;
  2. Заниматься выявлением, предупреждением, пресечением разведывательной и иной деятельности спецслужб и организаций зарубежных стран и отдельных людей, целью которой является нанесение ущерба госбезопасности России;
  3. Использовать меры для получения разведывательной информации в целях безопасности страны для повышения уровня ее экономики, совершенствования науки и укрепления обороноспособности;
  4. Заниматься внешней разведывательной деятельностью в области специальных видов связи на территории страны;
  5. Обеспечивать выявление, предупреждение пресечение и раскрытие преступлений, а также дознание и предварительные следственные действия, отнесенные законами РФ к ведению ФСБ, заниматься розыском лиц, которыми были совершены данные преступления или которые подозреваются в их совершении;
  6. Заниматься выявлением, предупреждением и пресечением административных правонарушений, возбуждением и (или) рассмотрением дел, отнесенных соответствующим Кодексом РФ к ведению ФСБ;
  7. Обеспечивать выявление, предупреждение и пресечение актов терроризма;
  8. Заниматься разработкой и осуществлением совместно с другими госорганами мер для противодействия коррупции, незаконному обороту оружия и наркотиков, контрабанды, незаконным вооруженным формированиям, преступным группам, отдельным лицам и общественным объединениям, которые ставят своей целью изменение конституционного ст роя России насильственным способом;
  9. Заниматься обеспечением, в соответствии со своими полномочиями, безопасности в Вооруженных Силах РФ, иных военных формированиях и органах, управляющих ими, а также в органах внутренних дел, противопожарной службе страны, ее таможенных органах и органах, занимающихся контролем оборота наркотиков и психотропных средств;
  10. В соответствии со своими полномочиями выполнять обеспечение безопасности объектов, относящихся к оборонному комплексу, атомной энергетики, транспорту, связи, жизненному обеспечению крупных населенных пунктов, центров сосредоточения промышленности, центров, занимающихся космическими исследованиями и приоритетными научными разработками;
  11. В соответствии со своими полномочиями выполнять меры по обеспечению безопасности государственной власти федеральных и региональных органов;
  12. Заниматься организацией и обеспечением безопасности различных видов спецсвязи (шифрованная, засекреченная…) в России, а также в соответствии со своими полномочиями в ее учреждениях, которые находятся за рубежом;
  13. Принимать участие в разработке и исполнению мероприятий, обеспечивающих защиту сведений, являющихся государственной тайной; контролировать сохранность сведений, являющихся государственной тайной, в госорганах, военных формированиях, на предприятиях, в организациях и учреждениях вне зависимости от форм собственности; в соответствии с установленным порядком выполнять работу по допуску граждан к сведениям, являющимся государственной тайной;
  14. Совместно с федеральными органами исполнительной власти, занимающимися внешней разведкой, выполнять мероприятия, обеспечивающие безопасность российских учреждений и граждан,  находящихся за рубежом;
  15. В соответствии со своими полномочиями обеспечивать защиту и охрану Госграницы РФ, защиту и охрану экономических и прочих интересов России на приграничных территориях, в исключительных экономических зонах и на континентальном шельфе страны, обеспечивать охрану и  государственный контроль морских биоресурсов;
  16. Взаимодействуя с МВД, заниматься обеспечением безопасности представительств зарубежных стран на российской территории;
  17. Вместе с иными госорганами обеспечивать безопасность общественно-политических, религиозных и прочих массовых мероприятий, проходящих на российской территории.

ФСБ и МВД взаимодействуют при выполнении мероприятий по охране водных биологических ресурсов, контролируют внешнеторговые операции с рыбным промыслом. Эта работа ведется на основании приказа ФПС России, МВД РФ, МИД РФ, МНС РФ, МПР РФ, Минфина РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Госкомрыболовства РФ, ГТК РФ, ФСБ РФ, Федеральной службы налоговой полиции РФ и ЦБР от 14 ноября 2000 г. N 319/827/30613/гс/БГ-3-11/325/172/97н/1/223/785/465/278/ОД-212. Данный документ именуется положением «о в взаимодействии и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны водных биологических ресурсов и контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла».

Обеспечение в сфере госохраны выполняется при взаимодействии, предусмотренном частью 3 статьи 16 закона РФ «О государственной охране», принятом в мае 1996 года. Следует отметить, что данная деятельность возложена на ФСО РФ, как это предусмотрено 5 статьей названого закона.

Особую роль в настоящее время играет взаимодействие ФСБ и МВД в деле борьбы с терроризмом. Сотрудники вырабатывают общую политику в этом направлении, осуществляют обмен опытом, подготовкой спецслужб, занимаются проведением совместных учений.

Еще одной сферой работы, проводимой при взаимодействии ФСБ и МВД, является обеспечение контроля за миграцией на территории России. При этом службы обмениваются информацией, проводят совместные операции, действуют в тесном контакте с погранслужбой.

Следующая
ИнформацияФалькатус - бронеавтомобиль ЦСН ФСБ

Добавить комментарий

Adblock
detector